В древние времена шаманы были первыми профессиональными социальными работниками, в одном лице представляющими и медика, психотерапевта, психолога, и священника. Они являлись посредниками между внутренней жизнью племени и внешними занятиями. Они руководили всеми «обрядами перехода», такими, как, рождение, инициации при достижении половой зрелости, свадьбы и смерти, а также «ритуалами силы», которые представляли собой попытки усилить отношения племени с мощными природными силами в период таких кризисов, как голод, эпидемия, внутренние раздоры.
Шаман являлся носителем культуры племени, в совершенстве знающим традиционную мифологию, генеалогию, систему верований и тайный язык племени. Шаман владеет экстатическими техниками, использует в своей работе сны, видения, трансовые состояния.
Способность шамана видеть духов и взаимодействовать с ними не является чем-то необычным. У большинства людей, находящихся в состоянии расслабления с закрытыми глазами, возникают зрительные образы, которые с течением времени становятся все более связанными и динамичными. Была обнаружена тесная связь между состоянием человека и возникающими у него образами. Эта взаимосвязь была названа аутосимволизмом – способностью бессознательного представлять себя в виде зрительных образов. Возник целый ряд методов, где осуществляется взаимодействие с образами для решения психологических проблем.
Сутью современной психотерапии является использование ресурсов для достижения необходимых изменений. Шаманы способны целенаправленно применять ресурсы той области психики человека, которую мы называем трансперсональной, т. е. выходящей за пределы персоны или личности. Одним из наиболее значимых ресурсов, используемых шаманами, являются визуализации «духов-помощников», называемых «»животными силы». Они помогают шаману в его «путешествиях», наделяют силами и способностями. Другим ресурсом являются образы «духов-учителей». Они учат шамана, дают ему советы.
Доктор психологии Д. Стивенс в своей диссертации доказал, что люди активно использующие образы животных в своем воображении, достигают большей самореализации и психического здоровья, чем другие.
Еще один аспект шаманизма – так называемый шаманский кризис посвящения. В общих чертах этот кризис заключается во временном ухудшении психического здоровья, за которым наступает переход на более высокий уровень функционирования психики. В современном понимании подобные кризисы отражают стремление внутренних сил к развитию, которое редко происходит плавно и безболезненно.
Переживания шаманского кризиса имеет три характерные фазы. В начале происходит «путешествие в нижний мир». Здесь будущий шаман переживает нападение ужасных существ, которые подвергают его мучительным испытаниям. Кульминацией этого является расчленение тела, смерть обыденного Эго. За этой фазой следует возрождение. Обретя новое тело, шаман «восходит» в «верхние миры». Там он встречает «духов-учителей», которые предлагают ему свои знания. В финальной стадии кризиса происходит возвращение в мир и интеграция пережитого опыта с повседневной жизнью.
Программы, используемые школой базируются на изложенных выше соображениях.